Глип (samtaburetkin) wrote,
Глип
samtaburetkin

каникулы в горах Юты

На весенние каникулы 2015 г. мы полетели в Лас-Вегас с целью провести немножко времени во всяких природных парках и немножко -- в самом городе.

Как и в предыдущие дальние выезды (весна 2013 г. -- Большой Каньон, зима 2013 г. -- Пуэрто-Рико), мы решили совместить приятное (выходы на природу) с полезным (городские достопримечательности). Лас-Вегас -- это действительно Невада, но за несколько часов можно заехать в Юту в хорошо известные парки типа Сиона (Zion). Ознакомившись с необходимой литературой, мы решили посвятить Сиону пару дней, и потом ещё что-нибудь зацепить по дороге обратно в Лас-Вегас -- пустыня и горы, что там... всё одинаково, где ходить :).

Прилетев в Лас-Вегас в районе 8 вечера (т.е. 10 вечера по времени наших организмов), мы быстренько схватили машину и поехали в город Сент-Джордж (St. George, UT), в двух часах и в трёх штатах (Невада, Аризона, Юта) езды от Лас Вегаса.

Гостиницу мы выбирали по принципу "чтобы был бесплатный завтрак", и в первое утро там царило небывалое оживление (а ночью Стас еле нашёл парковочное место) -- оказывается, в местном конференц-центре проходили соревнования по танцам, так что Злата имела возможность посмотреть как турист, насколько своеобразно выглядят накрашенные восьмилетние девицы, упакованные в стразы. (Фотографии опущены, дабы пощадить читателя. Вместо этого приводятся фотографии Феди и Златиного котика Джесса по мере того, как они осваивали новое временное жильё.)

На следующее утро мы отправились в Сион. Книжка нам подсказала, что помимо раскрученных популярных маршрутов в основном каньоне, в восточной части парка можно найти много коротких маршрутов на час или два, и мы решили нанизать несколько таких маршрутов на первый походный день. Советы не подвели, и маршруты были интересные и уникальные по своим видам.

Первый заход -- маршрут "Много запруд" (Many pools). Название и геология этого маршрута -- ущелье, вырезанное водой, но вместо постоянно текущего потока, вода основном сосредоточена в резервуарах порядка кубометра, плюс-минус, и неторопливо перетекает из одного такого резервуара в другой. Правда, поскольку мы оказались на этом маршруте уже после таяния снегов, воды там было мало, а бОльшей частью не было вовсе.

Помимо интересного ручейка, на маршруте были также петроглифы -- письмена, выдолбленные индейцами.

По ходу дела мы пролезли по микроканьону шириной метр и длиной метров десять.

Этот маршрут занял у нас часа полтора-два. Следующий маршрут, Полочный каньон (Shelf canyon), у нас, надо сказать, не получился. Мы дошли до того места, где становится интересно, но к тому моменту нам стало скучно, а там, где интересно, мы пролезть с Федей уже не могли.

К тому же Злата натёрла ногу, и отняла у Феди носки, чтобы хуже не становилось.

Дальше мы пошли на смотровую площадку -- это тоже отдельный маршрут, примерно 30-40 минут в один конец. Со этой смотровой площадки открывается вид через перевал на основной каньон. Мы сделали перерыв на обеденный перекус и Златино рисование.

Федя смог вылезти из рюкзака и размять косточки.

На этом наша прогулочная программа дня была завершена, мы сели в машину и поехали обратно в гостиницу. С серпантина Стас щёлкнул большую арку Сиона -- смотровая площадка была где-то в районе серого клыка, чуть правее вершины арки.

В гостинице мы резвились в бассейне и играли в Карму.

На следующий день мы снова поехали в Сион, но в этот раз мы направлялись в основной каньон, цивилизованно оформленный и всё такое. (В восточной части официальных маршрутов раз-два и обчёлся -- разве что выход на смотровую; всё остальное никак не отмечено, не поддерживается, и туристам официально говорится идти на свой страх и риск.)

То, что в основной части каньона всё серьёзно, видно издалека. Прямо к воротам парка примыкает город Спрингдейл (Springdale), и в нём, похоже, 80% жителей занято в туристическом бизнесе. По городу ходит бесплатный автобус, подбрасывающий туристов ко входу в парк, и разбросаны парковки и гостиницы. Увидев знак, информирующий о том, что стоянка внутри парка полностью забита, мы нашли местечко на обочине, выгрузились, и пошли садиться на внутренний автобус парка, чтобы попасть на намеченный маршрут.

Целью первой половины дня была гора Angels' Landing -- Место, Куда Приземляются Ангелы. Первоосвоители каньона, посмотрев на эту гору, сказали: "Да... на верхушку этой горы люди никогда не заберутся, только ангелы могут туда прилететь". Современные технологии ведения туристического бизнеса не оставляют места подобной мистике... но об этом всём ниже.

Тропа весьма бодрыми серпантинами карабкается по отвесу скалы, смотрящей на восток -- летом там должна быть жуткая сковородка, нам и в марте-то было уже порядком жарко, особенно с учётом того, что две трети из 400 метров перепада высоты набирается на втором (из четырёх) километров пути наверх. Курточки на нас продержались недолго...

Следующая фотография имеет уникальную эмоциональную ценность: в кадр все впятером мы попадаем от силы раз в полгода. Художественной ценности фотография не несёт.

После заключительного серпантина...

... тропа выходит на небольшое плато, где можно затусить и передохнуть

Желающие (в числе которых у нас оказались Тимоха и Оксана) могут встать в очередь, чтобы полезть на верхушку горы -- туда, куда сто лет попадали только ангелы. Сейчас этот маршрут провешен, в наиболее опасных участках повешены цепи, правда, самое опасное в этих цепях то, что некоторые крепления вылетают. Видно, ангелы давно не прилетали -- чинить некому.

Злата, будучи человеком более разумным, никуда не полезла, а сидела и рисовала.

Тимоха долез до самого верха, но мы задолбались его ждать -- с учётом очередей на цепи, последние 300 м пути туда и 300 м обратно заняли минут сорок.

Спуск обратно прошёл без происшествий и без фотографий. Посидев немного на автобусной остановке (где можно сходить в стационарный туалет и набрать воды), мы отправились дальше на Изумрудные пруды (Emerald Pools). Это -- интересный горный оазис: в подкове, сформированной окружающими это место скалами, почти всегда есть тень (Стас с умным видом заявил, что зимой там царит полярная ночь), с верхнего плато стекает талая вода, разбиваясь на брызги на высоте в паре сотне метров от земли, и поэтому там растёт живенький такой лес. Название же Изумрудных эти лужи получили за счёт автохтонных водорослей.

Подводя итоги прогулок по Сиону -- в общем и целом литература нам хорошо помогла: бОльшая часть описаний Сиона посвященые основному каньону, геология и география которого совершенно иные (вертикальные стены песчаника в сотни метров высотой), чем в восточном рукаве (окаменевшие дюны). Увидеть разнообразие ландшафтов было интересно и полезно.

Мы также поняли, что для хождения по Сиону надо останавливаться гораздо ближе, чем в Сент-Джордже, и час езды туда и час обратно -- это всё-таки многовато. Стас что-то там ошибся в расчётах, когда смотрел, сколько до парка ехать. Может, там и двадцать миль по прямой, но ехать по горным дорогам приходится довольно медленно. Побочным эффектом того, что мы куда-то из гостиницы далеко выбирались, явилось то, что мы ужинали в фастфудах, и после второго такого вечера Стас заявил, что больше по фастфудам он не ходит ВААПЩЕ.

На следующий день мы решили, что переться в Сион -- далеко, и можно найти где-нибудь поближе погулять. И, знаете, то, где мы гуляли -- Снежный каньон (Snow Canyon State Park) по многим показателям был ничуть не хуже Сиона, а по разнообразию на единицу времени в пути -- так и гораздо круче.

Приехав примерно в центр парка, мы с радостью обнаружили, что тропа, на которую мы собирались пойти (Потайная сосна -- Hidden Pinyon), относится к разряду образовательно-поучающих. При входе на тропу можно взять брошюрку, объясняющую, что к чему, а по тропе расставлены указатели с номерами, к которым есть текст -- типа, вот это кактус "колючая груша" (prickly pear, по-русски известен под своим латинским названием "опунция"), а вон то -- вулканическая порода. Познавательно, в общем.

Дети сходили полазить по всяким каменюкам и поотрываться.

Как уже было сказано, парк отличается потрясающей концентрацией видов на квадратный километр. В какой-то момент мы начали играть во кто что видит -- "Я вижу дракона" -- "И я вижу дракона! А я вижу лежащую тётеньку" -- "Не, она не лежит, она полусидя" и т.д.

Чёрная чешуя на драконе -- это, похоже, результаты последнего извержения спящего ныне вулкана, которое состоялось лет 27 тысяч назад. Найдя потайную сосну (указатель номер 16... она там пряталась среди туй и прочих кипарисов), мы залезли на голову дракона, дали Феде походить среди камней и двинулись дальше, вниз в долину.

Следующей тропой в нашем плане значился Поток Лавы (Lava Flow). Этот склон принял на себя основной удар от извержения вулкана, и у нас появился шанс почувствовать себя внутри вулкана -- в нескольких местах в лаве оставались мега-пузыри, которые потом частично обваливались, обнажая входы в небольшие лавовые пещеры.

Вулканический ландшафт постепенно сменился окаменевшими дюнами (Petrified Dunes). Дюны эти формировались за счёт того, чтобы обычные песчаные дюны окаменевали. А песок, из которого эти дюны сложены, принесло аж с Аппалачей. Последняя часть маршрута по Снежному каньону пролегала через эти удивительные формирования.

Бросив Злату рисовать...

... остальные члены семьи отправились скакать по круглым слоистым горкам.

Фотоаппарат попал в руки Тимохе, и он щёлкал всё подряд... с такой частотой в кадр Стас попадает редко :).

Верхушка-плато окаменевших дюн усеяно маленькими круглыми камушками -- то ли застывшими брызгами лавы, то ли остлаивающимся песчаником. Оксана внесла свою посильную антропогенную лепту в геологические процессы.

На тропах нам постоянно попадались какие-то детские группы -- на стоянке (campground), видимо, располагались какие-то дети, выехавшие на природу на весенние каникулы (как и мы). Так что, возможно, стоило и нам встать палаткой и не тратить деньги на гостиницу... правда, тогда бы у нас бассейна не было :).

В общем, пройдя неторопливо километров 10, мы полностью насладились природой Юты и поехали ужинать в отличную забегаловку "У чёрного медведя" (Black Bear Diner). Соотношение цены и качества еды и прикольной атмосферы на медвежью тему было одним из лучших гастрономических впечатлений от всей поездки. Мы решили, что нам в Коламбии такую надо.

В последний походный день мы выписались из гостиницы и отправились обратно в сторону Лас-Вегаса. Если до этого у нас был Снежный каньон, то теперь наш путь лежал в сторону Огненной Долины, которая находится где-то в часе с небольшим езды от Лас-Вегаса.

Первая тропа, по которой мы ходили, называлось Слоновьей. Следов слонов найти не удалось, но нашлись сами слоны, и Тимоха на некоторых из них даже попытался покататься.

Пока все топали по жаре, Стас решил отсидеться в кондиционированной машине.

Парк нас, надо сказать, несколько разочаровал. Какие-то тропы, отходящие от основной дороги, которые были на карте, мы так и не смогли найти.

Следующий маршрут, на который мы таки смогли попасть -- это Мышиный Резервуар (Mouse's Tank Trail). Местные легенды говорят, что, когда эти места начали осваивать белые люди, им мешался индеец-одиночка по кличке "Мышонок". В вариантах, рассказываемых землевладельцами-консерваторами, он предстаёт этаким маньяком-убийцей; в вариантах, рассказываемых либералами -- этаким Робин Гудом, борющимся за свободу индейцев. В конце маршрута есть очень интересный природный резервуар размером с пару кубометров, в котором действительно можно надолго запасать воду для автономного существования.

Основной примечательной чертой этого ущелья являются петроглифы -- рисунки индейцев на чёрной коросте, покрывающей камни. Белым людям вообще-то говорят, что эту черную фигню трогать нельзя, потому что это -- тончайший и очень чувствительный слой лишайников, который нарастает столетиями на этих камнях в пустыне. Индейцы тем не менее использовали его для написания своей истории.

Следующая короткая тропа (все эти тропы занимали у нас от получаса до часа) -- Радужная Панорама (Rainbow Vista), верхняя точка парка, во всяком случае, для машин. Название "радужной" эта долина получила, видимо, за разноцветные камни, из которых она сложена. По идее, на камнях позади Стаса есть полосы удивительного лазурного цвета, но они в кадр не попали.

Последняя тропа -- Белые Купола (White Domes Loop). Туда мы приехали уже порядком уставшие -- Стасу напекло голову, и он обнимается с кем-то воображаемым.

Этот маршрут поражает разнообразием форм, цветов и видов рельефа. Не случайно в этой долине снимали сцены для нескольких десятков фильмов, включая едва ли не "Звёздные войны" не то "Стартрек". Кроме видов на дальнем плане, есть также интересное всякое скалолазание на ближнем плане.

Ну, вот и всё. Мы сложились в машину и поехали дальше -- прощайте, горы, привет, Вегас!

P. S. Обрабатывая фотографии, Стасу пришлось немало призадумываться, какой баланс белого выставлять. Все эти горы и пески -- невероятно оранжевые, но если подчёркивать их оранжевость, то пропадает глубина и синева неба. Не я один, многие фотографы мучаются. В общем, если хотите почувствовать, как это всё выглядит, то надо ехать и самим смотреть. Чего и вам желаю :).