Глип (samtaburetkin) wrote,
Глип
samtaburetkin

Колорадо еще июль 2014

Продолжаем про Колорадо, а именно про ту часть поездки, которая в горах прошла.

Первые пару дней, как было сказано ранее, мы занимались культурной акклиматизацией в Денвере на высоте 1600 м (если судить по названию mile-high city, во всяком случае).

Первая наша вылазка, впрочем, была в самых ближних окрестностях Денвера на "Красные Камни" (Red Rocks Amphitheater) -- природный концертный зал. В начале XX века интересную природную площадку начали использовать для концертов, а 1930-х гг. её начали обстраивать и окультуривать. В 1964 г. там выступили Битлз, причём это был единственный не-аншлаг в их турне.

Помимо чисто культурных мероприятий, туда можно просто прийти по рядам побегать -- это как минимум полторы мили, если отсчитать Оксанино время с верху до низу. (Феде жарко, потому что горы, сухо и плюс 30.)

После Красных Камней мы отправились на Дозорную Гору (Lookout Mountain), территориально один из самых близких к Денверу вариантов куда-либо в гору залезть. Тропа приятная, но крутая: на две мили (3 км) пути она взбирается вверх на 600 м. Так что при забирании на вершину (на которой стоит экологический центр... который был закрыт по случаю воскресенья) старшие дети налегли на еду, а младщий просто налёг... на травку.

На следующий день мы отправились в соседний город Булдер, известный своим университетом, Национальным Центром Атмосферных Исследований (National Center for Atmospheric Research, NCAR), и просто тем, что там живут в основном люди, конкретно двинутые на активном отдыхе. В нашей горнолыжной карьере был какой-то момент, когда вся наша снаряга была куплена именно в Булдере (и, возможно, это так до сих пор и есть). В Булдере мы отправились лазить на Утюги (Flatirons) -- плоские скалы из песчаника возрастом миллионов триста лет, если так на глазок прикинуть.

Каждый Утюг -- это красный плоский камень размером с пару футбольных полей. На Утюги можно лазить технически -- с веревками и закладками, и можно найти маршруты, говорят, вплоть до 5.14 (которые в состоянии пролезть, наверное, человек 100 в мире... из которых 10, скорее всего, живут в Булдере :)). Мы, конечно, технически лезть не собирались, и шли просто по тропе. Тропа идёт по предгорным лугам и затем виляет серпантином по красивому сосновому лесу.

Ближе к вершине становится страшновато. В одном месте тропа превращается в стенку под углом 70 градусов, в которой выбиты ступени, метра на два-три высотой. Стас полз на животе с Федей в рюкзаке. В нескольких местах надо было запрыгивать на камни высотой с полметра. В общем, для рюкзака с мелким ребёнком эта вылазка была, скажем так, внатяжку. Зато с вершины открываются потрясающие виды, как и положено. Первый вид -- на Булдер, второй -- вдоль хребта на NCAR. Третий -- на всех нас пятерых; редчайший вид, скажем прямо -- мы все вместе в кадр попадаем от силы раз в полгода.

На вершине мы устроили привал с едой и с рисованием. Во всяком случае, у Златы было рисование, и она быстро сварганила пейзаж с противоположным Утюгом и ёлками.

Спускаясь с Утюгов, мы смотрели следы прошлогоднего паводка, когда за пять дней в горах над Булдером выпало 40 см осадков. Этой воде деваться некуда, кроме как вниз по склону и в город. Сантиметр воды в час, выпадающий площади, скажем, 10 кв. км. -- долина длиной 5 км и шириной 2 км -- это 10 тонн воды в час, или 30 кубометров в секунду. Если вода в быстрой речке течёт со скоростью 3 м/c, то ей требуется 10 квадратных метров, для чего в узком русле надо подняться как минимум на 3 метра. Главная речка Булдера, Boulder Creek, которая даёт расход 5 кубометров в секунду, 12 сентября 2013 г. выдала 150 кубометров в секунду -- расход Москвы-реки при впадении в Оку. Представьте себе Москву-реку, повёрнутую так, чтобы течь под наклоном 10 градусов, и зажатую в каньон шириной метров пятнадцать. Мало не покажется. Некоторые русла ручьёв, мимо которых мы проходили, были завалены камнями как раз на эти самые три метра; что там было с водой над этими камнями -- представить себе довольно страшно.

Ну, да довольно о грустном. В Булдере, несмотря на его достаточно скромные размеры (100 тыс. сам город, ещё тысяч двести разнообразные дальние пригороды, не пересекающиеся с Денвером), есть довольно много чего посмотреть. Про горные лыжи я уже упоминал, да? В Булдере находится одна из самых больших, если не самая большая, чайная фабрика в Америке компании Celestial Seasonings, которая была основана булдерскими хиппи, собиравшими мяту и ромашку на лугах под Булдером. С фабрики мы вывезли, наверное, штук сорок пачек чая. Будем пить потихоньку :).

Стас умудрился найти винодельню где-то примерно напротив этой чайной фабрики и болтал с винодельшей, пока все остальные скучали. Вообще-то в Колорадо, мягко говоря, прохладно. Но зато континентальный климат даёт перепад температур, необходимый для вызревания толстой шкуры на ягодах, которая, в свою очередь, придаёт вину больше тела (body).

В Булдере, как и в Денвере, есть свой пешеходный молл, Pearl Street Mall. Мы посмотрели на выступления каких-то фокусников огнём, которые пролезали сквозь теннисные ракетки... чудеса владения человеческим телом, в общем. В магазине странной интересной фигни "Into the Wind" мы встретили аж две независимых русских семьи, с одной из которых мы пошли есть мороженое.

Усталые и довольные, мы пошли в гостиницу и поплескались часок-другой в бассейне.

Следующий день был посвящен Национальному Центру Атмосферных Исследований (National Center for Atmospheric Research, NCAR). NCAR -- это чрезвычайно интересная организация, и порой Стас жалеет, что не попытался посильнее попасть туда после выпуска с Ph.D. (благо варианты были; если бы Оксана получила работу в университете, то Стас бы, скорее всего, смог бы пристроиться в NCAR на пост-док). Именно в NCAR'е был запущен первый суперкомпьютер Cray (справка: Крей -- это фамилия компьютерщика, который его создал); номинально первый Крей был построен в Министерстве Обороны (считать ядрёные бомбы), но второй построенный Крей в NCAR'е (считать облака) был запущен быстрее. В начале 2000-х, когда Стас в NCAR наезжал время от времени на научные конференции, останки этого Крея использовались в качестве табуреток в кафетерии. Текущий NCAR'овский суперкомьютер стоит на 36-м месте в мире... два МГУшных компьютера, кстати, на 22-м и на 58-м; тот, который на 22-м, примерно в полтора раза мощнее NCAR'овского. На данный момент NCAR'овский компьютер вынесен в штат Айдахо, и из ~500 сотрудников NCAR в офисе реально появляются где-то 200 (собственно, такова ёмкость здания, построенного порядка 50 лет назад; крезовую его архитектуру вы увидите чуть позже).

Для публики NCAR известен своими экспозициями, в которых можно, например, вручную раскрутить торнадо или сделать молнию.

NCAR стоит чуть поодаль от города, на горке, и туда фанаты ездят на велике и обратно, набирая за одну милю четыреста футов (перепад 120 м на 1.6 км). От NCAR'а в горы ведут многочисленные дорожки, которые и были предметом нашего активно-отдыхательного интереса.

Как говорится у Н. Рубцова, "размытый путь, кривые ёлки". Последняя фотка в первом ряду -- это переправа на месте моста, который снесло потопом. Ну, и кривая ёлка на первом снимке -- это такой же символ Булдера и NCAR'а, как трёхствольная сосна в Черноголовке.

По традиции, на обед мы забрались на вершину ближайшего хребта и остановились порисовать под закусь. Архитектура NCAR'а на дальнем плане, по замыслу архитектора -- это модерново-кубическая интерпретация ласточкиных гнёзд индейцев пуэбло (про которых я писал раньше, рассказывая про нашу поездку в Феникс и на Большой Каньон реки Колорадо).

В последний наш день мы поехали в каньон Эльдорадо. Кому-то это название знакомо по магазинам бытовой техники, но знатоки истории подскажут, что это название страны, полной золота. Никакого золота в этом каньоне нету, но, возможно, кто-то усмотрел золотой оттенок во мхах, покрывающих камни.

Природный парк каньона Эльдорадо начинается с образовательной тропы, на которой отмечены природные достопримечательности. Остановка номер 2 -- Псевдотсуга Мензиса, или Дугласова пихта (Douglas fir), по фамилиям двух конкурентов, описавшее это типичное для Северной Америки дерево на исходе XVIII в. Остановка номер 3 -- горный клён, из которого можно делать сироп. На остановке номер 4 можно погладить гремучую змею и послушать, как она трещит (совет: если вы по-настоящему слышите эту характерную трещотку, надо просто дать змее возможность уползти -- драться с существом примерно в сто раз больше себя этим змеям нафиг не надо, и ядовитые укусы -- это последний довод королей). Остановка номер 6 -- дикая вишня (пробовать не рекомендуется -- ничего особо вкусного). Остановка номер 8 -- лишайники эльдорадно-золотистого цвета. На остановке номер 10 можно убедиться, что жёлтая сосна (ponderosa pine) пахнет ирисками (butterscotch).

Одна из основных достопримечательностей каньона -- великолепные скалы. При хорошей погоде и в правильные дни там можно застать, наверное, десятки скалолазов. Мы видели четыре связки. Вся стенка -- верёвок, наверное, десять-двенадцать, что Стас даже в своей лучшей форме осилил бы в лучшем случае за целый день. Для того, чтобы прийти в более хорошую форму, надо переехать в Колорадо...

В ходе движения по тропе Федя нетерпеливо подхлёстывал свою лошадку.

Помимо паркетной пояснительной тропы, в каньоне Эльдорадо есть, естественно, и нормальные туристские тропы. Мы пролезли вверх метров триста (и вперёд километра полтора), дело шло к полудню и к жаре....

... поэтому через часик мы сели на рисовательно-обеденный привал.

Под влиянием увиденного, Федя в этот момент тоже начал тренироваться в скалолазании.

Потом мы весело пошли домой. Весело -- потому что вниз. Редактируя эту запись, Стас долго всматривался: что это за мужик рядом с Оксаной?

Ну, и просто пейзажи.

Под конец прогулки на речке, на речке, на том бережочке мыл наш Тимошенька белые ножки.

В последний вечер в Булдере мы погуляли около ручья (того самого, который был когда-то Москвой-рекой, поставленной на попа). Возле каждого спуска под мостик висело объявление, что при признаках потопа не входить, вода может прибывать практически мгновенно. Федя тоже ножки помыл.

Вот такая поездка. Скоро ещё раз поедем, на лыжах кататься под Новый Год. Всем пока.